Национальный Контроль.

Заботливой школе «УчимЗнаем» исполнилось 5 лет

Взгляд
Заботливой школе «УчимЗнаем» исполнилось 5 лет

Фото: НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева

С 1 по 2  ноября 2019 года в Москве прошла III Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа 2019»

Проект заботливой школы «УчимЗнаем» в этом году отметил пять лет. За этот сравнительно небольшой промежуток времени он зарекомендовал себя в качестве эффективной образовательной модели как в России, так и за рубежом. Московская модель госпитальной педагогики, созданная Департаментом образования и науки города Москвы, успешно распространяется по всей России. Все больше детей в разных уголках нашей родины - от Калининграда до Владивостока - имеют возможность получать качественное госпитальное образование, помогающее им не просто осваивать знания наравне со сверстниками, посещающими обычные школы, но и находить в себе силы для того, чтобы справиться с недугом.

Поделиться опытом и пообщаться с коллегами на конференцию приехали руководители и представители госпитальных школ Германии, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Республики Беларусь, Украины, Киргизии, Азербайджана, Нидерландов. Порядка четырехсот гостей из разных уголков России съехались на конференцию, чтобы почерпнуть новые знания в области госпитальной педагогики.

В первый день конференцию принял Московский центр качества образования Департамента образования и науки города Москвы. Современная площадка МЦКО смогла не только уместить всех гостей в зале, но и создать условия для демонстрации всех возможностей, которыми располагает современная госпитальная школа «УчимЗнаем». Организаторы продумали все до мелочей, что позволило превратить площадку первого дня вдемонстрационную базу новейших технологий, применяемых в заботливой школе для обучения детей, находящихся на длительном лечении.

На торжественной церемонии открытия конференции заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина поздравила проект с юбилеем и выразила слова благодарности госпитальным педагогам, которые несут особую образовательную миссию. Она также подчеркнула, что при Министерстве просвещения действует межведомственная рабочая группа, которая занимается развитием проекта «УчимЗнаем». Уже разработаны методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.

«В ближайшее время планируется рассмотреть вопрос о наделении проекта «УчимЗнаем» статусом Федерального ресурсного центра по методическому сопровождению детей, длительно болеющих», - добавила Татьяна Синюгина.

Это можно считать действительно важным шагом в области госпитальной педагогики. Вектор развития проекта, выбранный пять лет назад, благодаря неуемной энергии его руководителя Сергея Шарикова стал не просто направлением, а дорогой, с которой свернуть уже невозможно. Каждый руководитель региона, куда пришла госпитальная школа нового формата, понимает, что это тот путь, по которому должно двигаться современное общество. И отговорки вроде тех, что «зачем учиться больным детям», «можно и простенько», «не стоит вкладываться в это, ведь им бы вылечиться» и прочее просто не могут быть аргументом. Проект заботливой школы «УчимЗнаем» доказал всем, что госпитальная педагогика является неотъемлемой частью большой работы по реабилитации детей во время и после продолжительной болезни.

Практически все выступающие спикеры сошлись в одном – госпитальная педагогика необходима и она должна развиваться. Особую гордость за проект «УчимЗнаем» испытываетДепартамент образования и науки города Москвы. Согласитесь, что может быть приятнее, когда твое детище нашло признание, развитие и поддержку и в других регионах.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая отметила, что организация обучения детей, находящихся на длительном лечении, – тема не новая. Впрочем, главная особенность проекта «УчимЗнаем» заключается в том, что в госпитальной школе создана и развивается полноценная образовательная среда, включающая не только образовательный антураж, но и взаимное сотрудничество учителей, детей и родителей.

Что касается чувства сопричастности и того, что проект «УчимЗнаем» пошел в регионы, Марина Смирницкая отметила: «В этой связи мы ощущаем свою ответственность. Поскольку мы должны вступать в процесс взаимодействия со всеми регионами, поддерживать их в реализации этого проекта. Но самое главное для нас и в этом наша персональная ответственность – это дальнейшая поддержка проекта «УчимЗнаем» на территории наших московских больниц».

Приятным подарком для всех участников конференции первого дня стало выступление юных артистов, учеников школы в Центре Дмитрия Рогачева, участников проектной программы «Музыка на здоровье» Елизаветы Петуховой, Вильяма Хайло и Даниила Хачатурова. Вместе с наставниками программы ребята записали свои первые в жизни альбомы. Сегодня Лиза, Вильям и Даниил сами стали послами проекта «УчимЗнаем» и своим творчеством вдохновляют других ребят-учеников школ проекта в разных городах России преодолевать тяжелые болезни. Важно отметить, что во время конференции был дан старт фестивалю «Музыка на здоровье – вся Россия».

Второй день конференции прошел в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. Здесь, на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем», прошла практическая часть конференции.

Все учебные классы были разбиты на мастерские, в которых участникам конференции были представлены практико-ориентированные мастер-классы педагогов; педагогов-психологов и зарубежных наставников, которые знакомили гостей с новейшими методиками обучения детей, находящихся на длительном лечении.

Во время мастер-классов нам удалось пообщаться с иностранными коллегами и узнать их впечатление от знакомства со заботливой школой проекта «УчимЗнаем».


Каролина Кортезия, сертифицированный специалист по работе с детьми и их семьями, сертифицированный учитель (Сан-Франциско, США):

«Я была очень впечатлена помещениями школы. Они большие, яркие, учитывают интересы детей. Я чувствую себя, будто нахожусь в больнице в США. Даже эта комната - она такая большая, ориентированная на детей. Я очень впечатлена не только помещениями, но и навыками, которые развиваются тут у госпитальных педагогов, и программами, предлагаемыми детям.

После первого дня меня захлестывали эмоции… Я в восторге от того, как тут думают обо всех аспектах: о развитии творческого потенциала детей, например. В Соединенных Штатах мы тоже занимаемся этим, но мы даже не задумываемся о том, какое влияние это может иметь, если думать об этом, как о профессии. А вы тут думаете об этом, что не может не вызывать восторг и эмоции.

У меня есть идеи для нашего дальнейшего сотрудничества! Например, мы можем больше рассказать про систему специалистов по работе с детьми и их семьями, находящимися на длительном лечении, показать наши методики и как они могут быть внедрены в вашу систему, а также обучаться вашим образовательным программам и распространять и в Соединенные Штаты».


Ян Хаверкате, президент ассоциации HOPE (Европейская организация госпитальной педагогики):

«Я не первый раз в Москве и хорошо знаком с проектом «УчимЗнаем». С каждым разом я все лучше узнаю тонкости проекта. И по мере новых знаний я все больше и больше восторгаюсь проектом!

Первый день конференции больше запомнился в той части, которая связана с искусством, где дети пели. Невероятное настроение!

С проектом «УчимЗнаем» у нас уже выстроены планы. Мы ждем наших коллег на конференцию, которая пройдет в Таллине. Это один из способов нашей коллаборации. Кроме того, мы постоянно обмениваемся контактами с учителями, делимся опытом. В общем, есть цель на дальнейшее взаимодействие и сотрудничество.

Хочу отметить невероятно большую работу, проделанную руководителями заботливой школы проекта «УчимЗнаем». За такой короткий срок создали такую школу! Я желаю им расти, двигаться в этом же векторе и еще больших успехов».


Джули Полман, руководитель школьных программ в детском госпитале(Сан-Франциско, США):

«Когда я увидела вашу больницу, первое слово, которое пришло мне на ум, – шедевр! Когда я ехала утром в машине и увидела яркие цвета госпиталя, поняла: здесь царит дружелюбная атмосфера. Конечно, это большое несчастье, если у ребенка диагностировали очень серьезное заболевание. Но то, как оформлен госпиталь, атмосфера, царящая в нем, намного облегчает состояние ребенка – его здесь ждут. Нам совершенно понятно, что, строя это здание, вы пропустили все через свою душу. Это чувствуется во всем. И вы ориентированы на семьи, то, что привычно для нас в США. И вы позволяете семьям присутствовать при лечении ребенка – это очень важно. Такой подход мы приветствуем и в своей стране.

Школа в таком центре – это продолжение. Школьные программы очень содержательные, глубокие. Это первое впечатление. Что меня удивило и поразило – количество учителей, которых вы можете позволить себе в ваших школьных программах. Мы же себе этого пока позволить не можем. Мы американцы, уверены, что ведем за собой весь мир. Но… Меня поразило то количество занятий, возможности для художественного творчества, музыки и те пространства школы, которые вы обеспечиваете детям. Ваша программа имеет все то, что мы можем взять на вооружение себе.

В будущем нам надо бы сделать программы обмена, чтобы мы поучились у вас и наоборот. И у нас есть то, что вам может пригодиться. Говоря о службе сопровождения ребенка в больнице, хотелось бы организации совместного исследования с участием наших с вами команд».


Марианти Пападимитру, член Национального комитета HOPE, ученый-исследователь проблемы госпитальной педагогики, клинический психолог (Великобритания):

«Я уже третий раз в школе проекта «УчимЗнаем». И каждый раз – особенный. В этот раз я смогла понять, как работает программа и сама школа «УчимЗнаем». Как каждая дисциплина помогает внести вклад в достижение общих целей. Я очень много здесь узнала, что важно для обмена опытом в данной сфере. Кроме того, в очередной раз убедилась, что всегда можно научиться новому, несмотря на мой 20-летний профессиональный опыт в сфере образования.Назову еще причину, почему конференция имеет такое большое значение: она поддерживает и продвигает идею важности обмена опытом между Россией и Европой, да и вообще по всему миру.

Нам очень приятно, что проект «УчимЗнаем» присоединился к организации в Европе. Кроме того,ваши представители уже посещают наши мероприятия. Мы ждем встречи в Эстонии. Важно и использование при взаимодействии форматов видеоконференции. Мы намерены проводить обмен специалистами между Россией и другими странами Европы. Я бы хотела пожелать организации достигнуть столетнего юбилея, развиваться и продолжать расти, распространяя свои наработки по всем регионам. Очень важно распространить уровень образовательного сервиса, предоставленный в Москве, на все, даже самые дальние субъекты страны».


Назад к новостям

Материалы дня

Медведев: Роботизация меняет рынок труда Медведев: Роботизация меняет рынок труда

Премьер-министр призвал готовиться к переквалификации людей из-за использования роботов

Лучшие госпитальные педагоги получили награды ко Дню учителя Лучшие госпитальные педагоги получили награды ко Дню учителя

4 октября в Москве в Государственном Кремлёвском дворце в 30-й раз прошла торжественная церемония на...

Жители десяти регионов познакомились с работой фронтовых собак Жители десяти регионов познакомились с работой фронтовых собак

День фронтовой собаки отметили в десяти российских регионах

Фотоконкурс: «Играй в юнифайд. Учись юнифайд» Фотоконкурс: «Играй в юнифайд. Учись юнифайд»

Юнифайд-спорт – это программа Специальной Олимпиады, объединяющая атлетов с ментальными нарушениями ...

Заботливой школе «УчимЗнаем» исполнилось 5 лет